Вечное лето. Как мы съездили в Эфиопию и Кению.
В 2022 году мы приняли решение закупать кофе напрямую в странах произрастания, а не со склада компании-импортера. При таком подходе выбор кофе гораздо шире, появляется возможность точно подбирать лоты под предпочтения клиентов, и добавлять к ним эксклюзивные и экспериментальные сорта. За прошедшее время мы уже дважды побывали в Бразилии и один раз в Восточной Африке, в феврале как раз подошло время возвращаться в Эфиопию и Кению.
Конец февраля и начало марта — оптимальное время для посещения этих стран в поисках кофе. Основной урожай там собирают с декабря по февраль, и обычно к концу нашей календарной зимы уже собрана и обработана большая часть ягод. Поедешь позже — можешь упустить часть интересных сортов, которые выкупят другие компании; поедешь раньше — выбор тоже будет меньше, потому что еще не весь кофе успеют собрать и обработать. В Эфиопии урожай собирают по очередности грейдов, начиная с первого, поэтому время поездки нужно подбирать под нужные вам грейды.
В описании этой поездки мы решили не пересказывать вам базовую информацию о странах из Википедии, сделав акцент на наших наблюдениях за спецификой стран и любопытных аспектах существования их кофейной отрасли.
Поездки в страны произрастания, как правило, организует российская компания-импортер, через которую кофе ввозится в нашу страну. В теории поехать можно и самостоятельно — технически попасть в Эфиопию и Кению совсем несложно, достаточно оформить электронные визы, поставить прививку от желтой лихорадки, и определиться с проживанием и транспортом. Но на практике гораздо удобней и безопасней, когда все организационные вопросы берут на себя специалисты, которые устраивают подобные поездки по несколько раз за год.
Вопрос безопасности при посещении Эфиопии один из самых насущных. С 2020 по 2022 год в стране шла гражданская война между федеральным правительством и властями автономного региона Тыграй. И хотя конфликт уже закончился, а сам регион находится на севере страны и не граничит с кофейными плантациями, обстановка в стране все еще не сильно располагает к самостоятельным путешествиям. Даже в столице, Аддис-Абебе, если уйти в сторону от главных улиц уже перестаешь чувствовать себя в полной безопасности. Поэтому гораздо комфортнее ехать в гости к проверенной принимающей стороне.
Эфиопия
Эфиопия — аграрная страна, сельское хозяйство составляет почти половину ее ВВП, и хотя доля кофе в валовом продукте постепенно снижается, он все еще остается крайне важным продуктом для страны.
Во-первых, Эфиопия является родиной арабики, поэтому кофе здесь — национальное достояние и предмет гордости. Во-вторых, индустрия кофе обеспечивает работой примерно пятую часть населения страны. В-третьих, кофейное зерно — это основной продукт экспорта и соответственно источник притока валюты в страну. Валютный вопрос особенно актуален в последние годы из-за затянувшегося финансового кризиса. В условиях экономический нестабильности надежная иностранная валюта становится очень ценным активом.
Государство в кофейной индустрии Эфиопии занимается регулированием цен. После сбора урожая чиновники смотрят на количество зерна разных грейдов и выставляют жесткие ценовые коридоры. Иногда складываются интересные ситуации, когда какого-то из грейдов собирают больше, чем на него существует спроса по заданной цене и им приходится оформлять этот грейд “с понижением”, т.е. первый могут выдать за второй и даже за третий, лишь бы продать излишки.
При этом власти не особо стремятся создавать инфраструктуру и решать социальные вопросы. Поэтому эту функция во многом берут на себя конгломераты компаний-экспортеров. Для эффективной работы им нужны квалифицированные местные кадры, поэтому в дополнение к строительству обрабатывающих производств компании открывают для населения школы, детские сады и другие социально значимые объекты.
Финансовый кризис в стране удивительным образом сказался на кофейной отрасли Эфиопии. Обычно мелкие фермеры сдают свой урожай на обрабатывающие станции в обмен на наличные средства. Но из-за кризиса кредиты в стране дорогие, наличных на всех не хватает, и станции не смогли выкупить урожай, потому что платить за него оказалось попросту нечем.
Чтобы зерно не портилось, фермеры стали обрабатывать его самостоятельно самым доступным способом — выкладывать и сушить у себя на участке. В результате в свежем урожае 2023-2024 доминирует кофе натуральной обработки.
Благодаря высокому урожаю цены на зерно в Эфиопии в этом году снизились примерно на 5-10%. Но из-за проблем в Суэцком канале существенно выросли транспортные издержки — сейчас кораблям, выходящим из портов Восточной Африки, на пути до Европы приходится огибать весь африканский континент.
В Эфиопии мы посещали производства двух крупных компаний — Kerchanshe (топ-5 по объему экспорта) и Tracon (топ-2).
Кофе в Kerchanshe мы капили два дня, компания предлагает на выбор сотни спешелти лотов, поэтому их разделяют по обработке — в первый день подают в основном мытый кофе, во второй уже натуральной, анаэробной и разных необычных обработок. Наша задача на каппинге — найти сорта, которые наилучшим образом подходят под предпочтения наших клиентов. Для лотов, которые уже были в нашем ассортименте и полюбились клиентам, надо проверить повторяемость, т.е. чтобы вкус совпадал с тем, что был в прошлом году. Потом мы отбираем еще несколько ярких представителей эфиопского терруара, и затем обязательно пару новых экспериментальных необычных лотов.
Еще один день мы провели на каппинге в лаборатории Tracon, у них тоже очень широкий ассортимент, сейчас в нашем каталоге есть два их сорта - Фанки Вайн и Зена Лема. В этом году мы также выбрали у них два интересных и необычных лота, подробно расскажем о них, когда будем вводить в ассортимент.
Кения
Кения в сравнении с Эфиопией — страна с развитой государственностью, вероятно определенную роль в этом сыграло колониальное английское прошлое. Уровень жизни в Кении значительно выше, есть бесплатное школьное образование и другие социально значимые институты.
Государство здесь активно регулирует кофейную отрасль, и как раз в этом году заметны самые большие последствия такой регуляции.
В 2019 году власти страны обратили внимание на неравномерное распределение доходов в кофейной отрасли между ее участниками. Зарабатывают в основном трейдеры и экспортеры, а до фермерских кооперативов доходит лишь малая часть выручки. Как и во многих других странах и индустриях, экспортеры кофе в Кении выстраивали вертикальные цепочки, беря на себя почти все этапы производства и продажи кофе, увеличивая свое влияние на отрасль и соответственно получая большую часть маржи.
Власти решили, что это не очень здоровая и справедливая ситуация, и в 2019 году выпустили закон, согласно которому компаниям-экспортерам запрещается владеть станциями обработки. Либо ты занимаешься экспортом, либо обработкой, но не всем сразу. На реорганизацию дали 4 года, в лету 2023 года экспортеры должны были продать все свои станции обработки.
Последствия принятия этого закона оказались не самые предсказуемые и в краткосрочной перспективе однозначно негативные. Многие экспортеры понадеялись, что все обойдется, и не стали расставаться со своими станциями, в итоге когда закон вступил в силу и мера оказалась строгой, они оказались в крайне неловкой ситуации, когда работать нельзя и нужно срочно заниматься продажей бизнеса. Часть экспортеров продала не целиком станции, а оборудование по частям, в результате многие станции теперь работают на значительно меньших мощностях.
Большую часть станций при этом выкупило государство, решив выступать в роли прослойки между фермерами и экспортерами. Дополнительно они ввели еще одно ограничение — если в фермерском кооперативе есть своя станция обработки, то на ней можно обрабатывать зерно только со своих ферм.
Как итог этой чехарды обработка кофе сильно застопорилась. Обычно к концу февраля обработано 80% урожая. В этому году успели обработать только 40%. Негативных последствий сразу несколько — меньше выбор, сдвиги по срокам доставки и снижение качества кофе, который слишком долго лежит без обработки. Посмотрим, как кенийские власти и компании дальше будут выходить из этого положения.
Кофе в Кении дает урожай дважды за год — есть основной урожай и второстепенный, так называемый “fly crop”. Основной заканчивают собирать в феврале, “флай” — в июне, распределение по объемам примерно 70% на 30%. Из-за этой особенности в феврале можно наблюдать любопытную картину — на кустах одновременно дозревают ягоды текущего урожая, и распускаются цветы нового.
Основной урожай собрали большой, fly-crop благодаря жаркому февралю тоже ожидают крупнее обычного, но при этом менее яркий по вкусу. В жаркую погоду ягоды активно растут и быстрее созревают, но из-за скорости они набирают в себя меньше веществ, определяющих вкусо-ароматические свойства.
В противовес “буму” натуральной обработки в Эфиопии, их кенийские соседи традиционно обрабатывают кофе мытым способом. У них достаточно воды, мытая обработка не самая сложная, а качественно делать натуральную там мало кто умеет.
Кенийский кофе отличается высокой кислотностью, он не очень тельный, его типичные дескрипторы — красные ягоды, листья красной смородины, шиповник. Многим новым ценителям спешелти кофе кенийские сорта по началу кажутся слишком кислыми, но со временем и развитием сенсорных навыков начинаешь ценить особенности этого кофе.
В Кении мы посещали производство компаний Taylor Winch и Dormans, каппинг в обеих компаниях был очень большой, под 200 лотов. Мы отобрали три самых интересных сорта, подробнее о них расскажем, когда кофе нового урожая доберется до нашего склада, ближе к концу лета.
А пока вы можете начать знакомиться с кенийским и эфиопским кофе, который уже есть у нас в ассортименте.